Подводники – это элита флота
Дата публикации: 23 февраля
Автор: Беседовала Анастасия БАЖЕНОВА | Фото: архив Д. Мантурова
Служба подводников всегда связана с большой степенью риска и выдержкой. Трудно даже жить в замкнутом пространстве, а не то, что вести определенную работу, решать боевые задачи. Только люди особенного склада могут выдержать эти испытания. В преддверии Дня Защитника отечества гость нашей редакции Дмитрий Мантуров. Пять лет Дмитрий прослужил на полуострове Камчатка на подводной лодке. О службе на флоте, буднях подводника и о том, о чем мечтают моряки – наша беседа.
- Дмитрий, как попали на подводную лодку?
- Это, наверное, дело случая. Призвали меня 5 декабря 2002 года. Мне все говорили, что 5 декабря - поздний срок для призыва. Попасть в хорошие войска - шанс маленький. Меня 5-го проводили, привезли в Егоршино. И я даже одну ночь не провел на призывном пункте. На медицинском осмотре мне присвоили категорию А1 и вечером тут же вызвали в штаб. Спросили, к каким условиям готов. Я, если честно, испугался, поэтому напрямую спросил – куда? Капитан ответил - военно-морской флот - и дал полчаса на сборы. И отправились мы на поезде в Архангельскую область в город Северодвинск
В учебном центре нас также ждала медкомиссия, только уже усиленная. Первой была барокамера, то есть проверяли организм на давление, затем учебный торпедный аппарат. Всё это я прошел.
И меня определили в третий взвод 6-я рота. Ничего конкретного при этом не сказали, но намекнули - либо на авианосец «Адмирал Кузнецов», либо на ракетный крейсер «Адмирал Горшков».
Прошло 4,5 месяца учебки и за нами приехали «покупатели». Нам вновь не дали никакой конкретики, но мы уже точно знали, что едем на Камчатку.
Девять суток мы добирались поездом через всю страну до Владивостока! И вот только по приезду на Камчатку нас построили и объявили, что служить мы будем на подводной лодке.
Сразу скажу, мама у меня никаких подробностей не знала. Она знала, что я служу на Камчатке, но не знала, что службу свою я несу на подводной лодке.
- Почему так поступили?
- В 2000 году случилась катастрофа с атомной подводной лодкой «Курск». Я попал на лодку точно такого же проекта. Лично у меня страха не было, но тревожить родителей не хотелось.
- Первый выход в море... Какие чувства он вызвал?
- Первое море, как говорят на флоте, - это не страх, это, скорее, тревожность. Перед каждым выходом в море нас проверяли представители штаба, потом из Владивостока приезжали из командования Тихоокеанского флота, а потом уже приезжали даже из Москвы. Только после этого мы выходили в море. В море выходили либо на учебные походы, либо на патрулирование в нейтральных водах.
После трагедии с «Курском» больше трёх месяцев нельзя было находиться в море, поэтому поход длился 2-2.5 месяца, потом мы возвращались, и нас меняла другая лодка.
Прослужил я два года срочной службы и три года по контракту.
Ушел, потому что поменялись условия.
- Сожалеете ли об этом?
- Сейчас даже не могу точно сказать – да или нет. А в то время, когда вернулся домой, лет пять, наверное, сожаление все-таки было, что не остался.
- В чем разница между срочной службой и службой по контракту?
- Служба по контракту от срочной сильно отличается. С контрактников больше спрос. Сейчас срочников на подводных лодках практически нет. Но даже будучи на срочной службе, ты можешь заключить контракт.
По контракту ответственности на тебе больше, но и привилегий побольше. Например, в морях, когда «всплывали», спокойно мог выйти наверх. Посмотреть, на океан, на тот момент я не знал, где мы находились, но просто выйти и посмотреть, где там берег, видно его или не видно - отдельный вид удовольствия. У меня дома даже картина есть, на заказ рисовали, бескрайнее море. Мечта каждого моряка - встретить в море рассвет и закат.
Однажды я вживую увидел кадры из фильма «Освободите Вилли» про косатку. Мама и вслед за ней детеныш шли за лодкой. Лодка идет, и они след в след за ней, как будто лодка-сородич.
- Чем запомнилось первое погружение на глубину?
- Погрузились мы на 450 метров. С погружением на каждый метр чувствуешь, как стенки хрустят. Мы с товарищем однажды провели эксперимент: натянули от прибора до прибора верёвку и в середине повесили ручку. И даже невооруженным глазом было видно, как ручка всё ниже и ниже опускается, а нитка провисает, то есть стенки сжимаются. Само погружение давалось тяжело, поэтому каждый раз мы мечтали быстрее погрузиться.
Вторые моря уже давались легче. Сначала я считал погружения, после 15-го выхода я уже перестал их считать.
- Дмитрий, как проходил день на подлодке?
- День в морях строится одинаково. Каждый день одно и тоже: 4 часа сон, 4 часа дежурство, 4 часа бодрствования. У каждого есть своя задача, никто никогда не будет давать другому советы или лезть в его «работу».
- От такой жизни легко можно заскучать.
- Нет! Служба на подводной лодке – это не просто служба или работа. Это особый уклад. Там, на воде, наоборот, начинаешь замечать то, что в обычной жизни упускаешь. Этот первый глоток воздуха, когда лодка всплывает. Это голубое небо, рассвет, закат. Звонок родным: услышать голос мамы и папы, брата. Мечты о доме, мысли, как я вернусь, что я сделаю первым делом. Все это греет душу! Только в море начинаешь по-настоящему это ценить!
Свежие публикации данной категории
23 февраля Подводники – это элита флота
22 февраля Семейной жизни золотые юбиляры
21 февраля Семейная память
21 февраля В Верхней Туре началось вручение наград в честь 80-летия Великой Победы
14 февраля Легенды земли Верхнетуринской
14 февраля На волне позитива
14 февраля Где можно переждать русские морозы?
7 февраля «Тополёк» и «Карусель»: история продолжается
7 февраля Легенды земли Верхнетуринской
1 февраля Детство, опаленное войной
Комментарии