Главная / Публикации / Общество / Музыка делает нас добрее и счастливее

Музыка делает нас добрее и счастливее

Дата публикации: 12 октября

Автор: Подготовила Дания НИЗАМОВА    |    Фото: из архива героев материала

Музыка делает нас добрее и счастливее

Есть уникальная профессия в детском саду – музыкальный руководитель. Трудно представить детский сад без утренников, концертов, музыкальных развлечений.

 

Накануне международного Дня музыки, мы встретились с музыкальными руководителями детсадов Рузалией Ильдаровной Багаутдиновой, Еленой Геннадьевной Котловой, Варварой Андреевной Охрытковой, Ольгой Павловной Тарасовой. Они рассказали нам о развитии музыкальных чувств и открытии новых музыкальных горизонтов для детей.

 

- Почему вы выбрали профессию музыкального руководителя?

 

О.П.Тарасова (детсад №12): Однажды в детском саду я села за фортепиано и попыталась что-то сыграть (мне очень хотелось, но было нельзя). За спиной я услышала: «Сначала научись, а потом приходи». Совсем немного музыкальным руководителем в детском саду была Л. А. Боярских, в которой мне нравилось, как она играла на инструменте, как пела с нами, танцевала и всегда была доброй и красивой. Я очень хотела быть похожей на неё и это всё отложилось в моей детской душе. Моя мечта детства - сбылась. В первом классе, на первом уроке мы рисовали себя в будущей профессии, как сейчас помню - пианино и вокруг дети, в одиннадцатом классе нас снова попросили нарисовать на эту же тему, и снова – пианино, а вокруг лица детей.

 

Е.Г.Котлова (детсад №35): Я выросла в очень музыкальной семье. На всех семейных праздниках, как только дедушка брал в руки баян, квартира наполнялась мелодиями любимых народных песен. Папа играл на гитаре и пел песни популярных в те времена ВИА. Но больше всего меня привлекало большое черное фортепиано, на котором играла мама. Я часто пыталась подражать ей, и когда мне исполнилось шесть лет, папа отвел меня в музыкальную школу. Для меня это был новый мир чудес, волшебства и сказочных превращений. Тогда и началась моя дружба с большим черным фортепиано. Благодаря моему замечательному педагогу И.Г. Пивоваровой я научилась чувствовать окружающее меня мироздание, сливаться с музыкой воедино. Мне хотелось быть похожей на нее, учить детей музыке, но чем старше я становилась, тем больше понимала, что я не просто хочу сидеть за инструментом, а работать с детьми. Я часто представляла себя учительницей, но, когда пришло время определяться с профессией, родители убедили меня, что воспитатель детского сада - это идеальный вариант. Грустно осознавать, что детство ушло безвозвратно, но мне повезло оно осталось со мной навсегда, ведь я работаю музыкальным руководителем в детском саду «Сказка».

 

Р.И. Багаутдинова (детсад №35): Когда я ходила в детсад, моим самым любимым занятием была музыка. Я прекрасно помню моего музыкального руководителя - это Э. Ю. Кутюхина, и когда она начинала играть на фортепиано, я подходила к ней и с восторгом следила за ее игрой. Однажды я ей сказала, что когда вырасту, тоже буду играть на пианино и петь с детьми песни. Так оно и вышло, моя детская мечта осуществилась!

 

В.А.Охрыткова (детсад №47): Я с детства очень любила музыку, родители приобрели для меня фортепиано. В детском саду я была в восторге от музыкальных занятий. Уже тогда я представляла себя в роли музыкального руководителя. В детский сад я решила пойти работать, так как меня привлекает именно дошкольный возраст - самый благодарный, когда между взрослым и ребенком устанавливается тесная взаимосвязь. Детская мечта сбылась! В своей профессии я могу быть сценаристом, актёром, поэтом, костюмером и даже художником оформителем.

 

- Сложно ли было освоить профессию? Какое образование нужно получить для этого?

 

Е.Г. Котлова: Я училась в Уральском педагогическом училище (г. Екатеринбург) на дошкольном отделении, где дополнительно посещала занятия по методике музыкального воспитания. Вернувшись в родной город, я начала работать в детском саду «Сказка» по специальности «воспитатель», но вскоре мне предложили стать музыкальным руководителем.  Я сразу же согласилась и ни разу не пожалела о своем выборе. Конечно, сложности были, но мне очень помогали старшие коллеги. Очень волновалась, когда проводила свои первые утренники.

 

В.А. Охрыткова: Мне было несложно освоить эту профессию, так как для меня она очень интересна и увлекательна. Чтобы стать музыкальным руководителем в детском саду, достаточно получить среднее специальное образование.


О.П. Тарасова: Своей профессии мы учимся всю жизнь. Но для начала это несколько лет музыкальной школы, потом педагогическое училище, а потом каждодневный труд на любимой работе! Самое главное-любить детей!

 

Р.И. Багаутдинова: Чтобы освоить эту профессию, нужно, в первую очередь, владеть инструментом. Моим преподавателем музыки была И.Г. Пивоварова. В те годы это был музыкальный кружок, а уроки проходили в клубе им. III Интернационала. Далее получила образование в Нижнетагильском- педагогическом училище № 1, по специальности «Дошкольное воспитание». В 2017 г. получила Диплом АНО «Академия дополнительного профессионального образования» (г. Курган) по программе дополнительного профессионального образования «Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС». Моя профессия подразумевает постоянное самосовершенствование и обучение, поэтому продолжаю учиться и повышать свою квалификацию.

 

- Ваш любимый музыкальный инструмент и почему?

 

В.А. Охрыткова: Фортепиано, так как это универсальный музыкальный инструмент. Хороший пианист может передать любые чувства и эмоции, может растрогать человеческую душу, заставить ее радоваться, грустить, переживать.

 

О.П. Тарасова: Мой любимый инструмент, конечно, фортепиано. Почему? Когда я пошла в музыкальную школу, родители купили большое чёрное пианино, оно мне казалось таким большим и величественным, издавало глубокие звуки. Каждый инструмент по-своему хорош, но этот инструмент незаменим в применении с целым ансамблем с другими музыкальными инструментами и голосом солиста. Этот инструмент имеет довольно давнюю историю, и он не может устареть, выйти из моды или стать ненужным. На протяжении многих лет фортепиано является популярным и универсальным музыкальным инструментом.

 

Р.И. Багаутдинова: Каждый музыкальный инструмент интересен и своебразен в своем звучании, но мой любимый инструмент - фортепиано.

 

Е.Г. Котлова: Это очень сложный вопрос. Я умею играть на нескольких музыкальных инструментах, из них любимый - фортепиано. А если послушать, то отдам предпочтение струнным инструментам. Очень люблю слушать арфу. Это необыкновенно нежный звук, ни с чем не сравнимый. В нём и буря, и журчание ручейка, и нежный морской бриз, и теплый летний дождик, пронизанный лучами солнца - огромный спектр ощущений. Арфа у меня ассоциируется со сказочной музыкой.

 

-Вы, как творческий человек, связываете свою жизнь с музыкой вне работы, в свободное время?

 

О.П. Тарасова: Уже несколько лет я занимаюсь в вокальном коллективе «Vis-a-Vis» в ГЦКиД. Очень сложно, конечно, совмещать семью, работу и занятия, но это стоит того. Здесь собрались те, кто любит петь и этим всё сказано. В коллективе мы мы учимся, узнаём что-то новое, интересное, учимся владеть на сцене, на публике, участвуем в разных конкурсах, постоянно двигаемся вперёд.


Е.Г. Котлова: Часто дома играю, пою. Люблю смотреть мюзиклы, выступления оркестров, исполняющих классическую музыку.


Р.И. Багаутдинова: В свободное время люблю послушать музыку, как классическую,(сонаты Моцарта, Бетховена, вальсы Штрауса) так и  современную, играю на пианино.

 

- Как получается все объяснить, рассказать малышам, научить их слаженно петь?

 

О.П. Тарасова: Это очень сложно и если ты к этому стремишься, то у тебя это обязательно будет! Каждое занятие продумываю до мелочей, но бывает, что приходится один приём заменить на другой, или сменить вид музыкальной деятельности в ходе занятия. Это зависит от детей, от их настроя на занятие. Сегодня дети очень неусидчивы, приходится «ловить» их внимание, заинтересовывать разными играми, приемами, атрибутами, наглядным материалом, музыкальными инструментами. Слаженно петь - это очень долгий процесс, учимся этому постепенно.

 

В.А. Охрыткова:  Каждый мой рабочий день не похожа на предыдущий, ведь работа музыкального руководителя - это постоянный поиск чего-то нового, интересного, познавательного, обучающего. С современными детьми нельзя быть музыкальным руководителем «вчерашних знаний». Мир быстро идёт вперёд. На каждом занятии стараюсь применять различные игровые технологии. Для меня показателем является то, с каким настроением воспитанники приходят на занятия.

 

Р.И. Багаутдинова: Для этого есть методики обучения детей пению: это работа над вокальными, хоровыми навыками и многое другое. Репертуар подбирается по возрастным возможностям ребенка. Все занятия проходят в игровой форме, поэтому детям нравится петь.

 

- Какие ценные навыки стремитесь передать ученикам помимо музыкальных?

 

Е.Г. Котлова: Каждый день, открывая двери зала, я начинаю творить чудеса.  В первую очередь, чудеса происходят в душах детей, ведь фантастическая сила музыки может заставить плакать и смеяться, переживать и размышлять, творчески мыслить. На своих занятиях, опыт и знания детей, я провожу через призму знакомства с миром музыки. Я верю, что музыка способна воспитать в детях только добрые, светлые чувства, главное, суметь их увлечь и повести за собой.

 

О.П. Тарасова: Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Музыкальные занятия способствуют формированию слухового внимания; владению интонационных возможностей речи; двигательных навыков, культуры движений; развитию зрительной памяти; формированию социальных навыков через сотрудничество в игре, в танцах, в театрализованных постановках; готовности к поиску. Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы организовывать такие занятия и мероприятия, которые бы стали интересны и полезны дошкольнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному, физическому и эстетическому развитию, обогащали его эмоционально. В. Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта. Это воспитание человека».


Комментарии


 

 

 

 

 

На сайте голос-верхней-туры.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы