Дата публикации: 17 ноября 2022
Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА
14 ноября – Всемирный день логопеда
Большинство родителей считает, что научить детей говорить правильно - это легко. Но, все же, не у всех получается сделать это самостоятельно. Справиться с проблемами речи, а также научиться четко и понятно формулировать мысли, помогают логопеды.
Сегодня гостья нашей редакции – Екатерина Эдуардовна Тяжельникова, старший воспитатель и учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 45».
- Екатерина, как давно вы получили образование логопеда? Почему выбрали эту специальность?
- Образование логопеда я получила в 2017 г., а в 2014 г. я получила диплом дефектолога. Поэтому работаю я с детьми не только логопатами, но и имеющими различные нарушения развития. Специальность логопеда я не выбирала, наверное, она сама меня выбрала. Правильной и грамотной речи меня учили с детства, так как мама у меня филолог (учитель русского языка и литературы). Я до сих имею привычку (так и не определилась хорошая она или плохая) поправлять речь не только детей, но и взрослых.
Вообще начиналось все с дополнительных занятий по развитию речи детей дошкольного возраста, которые я проводила как в старших группах детсада, так и ездила заниматься с детьми на дом. Мне нравилось работать с ребятами, а они любили выполнять все упражнения и задания, которые я им готовила. А готовилась я тщательно и основательно. У всех ребят были разные интересы и характеры, а также запросы родителей на дополнительное обучение. Так и зародилась идея получить специальное образование. Я подала документы на специальность «учитель-дефектолог». Получила образование, продолжила работать. Но все же потребность именно в коррекции речи детей возрастала, и я решила получить образование учителя-логопеда, прошла обучение и с тех пор продолжаю работать, получая удовольствие от успехов детей, которые приходят ко мне на занятия.
- Расскажите, для чего вообще нужен логопед? Как понять, что ребенок, который все вроде бы правильно выговаривает, нуждается в занятиях с логопедом?
- Многие люди ошибочно думаю, что логопед только исправляет звуки, а конкретно «учит правильно говорить букву Р», но это далеко не так. Работа логопеда заключается в формировании правильной, грамотной речи. Да, конечно, логопед исправляет нарушение звукопроизношения, но также он развивает связную речь, мелкую моторику, учит правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки и многое другое.
То, что ребенок «все вроде бы правильно выговаривает» не говорит нам об отсутствии других проблем речи. Также могу сказать, что дефектную речь ребенка родители слышат не всегда, многие не хотят это признавать, не видя в этом какой-либо проблемы. Но нужно думать о будущем ребёнка! А как он будет учиться в школе? Ведь все «устные» речевые проблемы ребенка могут отобразиться на «письменной» речи в начальной школе, а дальше в среднем звене, когда появляется большое количество устных предметов, ребенок не сможет грамотно дать ответы на вопросы и выразить свою точку зрения. Все это может привести к возникновению комплексов у ребенка.
- Всегда ли родители сами могут отличить несерьезную проблему от серьезной? В каком возрасте необходима обязательная консультация логопеда, и необходима ли она всем без исключения?
- За много лет работы в детском саду родителей мы видели разных. К сожалению, как я уже говорила, многие родители не замечают или не хотят замечать дефекты речи детей. А чтобы отличить несерьезную проблему от серьезной, а возрастные особенности от проблем необходимо обратиться к специалистам. И это не только логопеды, а также неврологи и психиатры. Не надо их бояться. Их работа заключается в помощи детям. Да, хорошего специалиста трудно найти, но оно того стоит. И чем раньше помощь будет оказана ребенку, тем лучше. Не тяните время, не ждите что ребенок перерастет проблему, она со временем только ухудшится. Поэтому единственный совет – обратитесь к специалистам как можно раньше, если вас что-то волнует и вы, в принципе, заинтересованы в полноценном будущем своего ребенка.
Лучше обратиться и получить ответ, что ваш ребенок развивается согласно возрастной нормы, либо принять меры для скорейшего избавления от возникших проблем.
- Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда дети начинают заниматься с логопедом?
- Родители иногда считают, что логопед – врач, он вот даст две волшебных таблетки, они приедут пару раз на занятия и все будет «в шоколаде». Так не будет. Это работа, это тяжелый труд не только для детей и специалистов, но и для родителей. Поэтому необходимо выполнять все рекомендации специалиста.
- Каковы первые шаги в работе, когда к вам на занятие приходит ребенок?
- Первое – это диагностика, где проверяются все знания и умения ребенка согласно возрастным требованиям. А дальше разрабатывается план на дальнейший период работы или даются рекомендации для родителей. Если вижу какие-то проблемы, не входящие в сферу моей деятельности, дополнительно направляю на консультацию к другому специалисту.
Работая с детьми, мы заводим логопедическую тетрадь, в которой вместе с ребенком выполняем упражнения, вклеиваем задания для повторения домой, прилагаем рекомендации для родителей, а самое главное хвалим ребенка, отмечая его работу забавной наклейкой, как стимулом для дальнейшей работы.
- Как проходят занятия?
- Занятия проводятся в спокойной и доброжелательной обстановке и всегда начинаются с артикуляционной и мимической гимнастики, дальше с ребятами выполняем пальчиковую гимнастику. После этого идут задания по коррекции звукопроизношения, автоматизации уже сформированных звуков, упражнения на моторную коррекцию, дыхательные упражнения, элементы самомассажа, речевые стихи и игры. Каждое занятие стараюсь разнообразить, увлечь детей интересной историей. На занятиях использую презентации, различный дидактический материал, яркие и красочные карточки.
Использую в своей работы здоровьесберегающие технологии. Последние несколько лет работы использую кинезиологические (двигательные) методы и приемы (недавно по данной практической работе успешно прошла аттестацию, подтвердив соответствие первой квалификационной категории), стимулирующие работу мозга, включающие в себя элементы биоэнергопластики, су-джок, глазодвигательные и телесные упражнения, психогимнастику.
Стараюсь, чтобы дети на занятиях много двигали и руками, и ногами, вместе с этим что-то рассказывая. Потому что, когда ребенок двигается, его мозг начинает активно работать.
- С какими проблемами сталкиваетесь во время занятий и как их решаете?
- Проблемы бывают разные и все не описать. Но всегда стараюсь найти правильный выход из любой ситуации, чтобы довольны были обе стороны.
Постоянно учусь, прохожу различные курсы повышения квалификации не только по логопедии, но и по смежным специальностям, чтобы помогать детям. Потому что дети сейчас имеют не только нарушения речи, но и другие сопутствующие проблемы. На данный момент обучаюсь на курсах по нейропсихологии детского возраста. Мне хочется, чтобы дети приходили ко мне на занятия с удовольствием, а уходили с достижениями в области моей работы.
- Как понимаете, что ребенок прогрессирует?
- Это видно невооруженным взглядом. Ребенок с радостью и удовольствием выполняет задания, которые недавно еще выполнял с трудностью. Он с гордостью рассказывает об успехах, о том, что его хвалят воспитатели и родители.
- Ваши практические советы. Какие упражнения нужно делать с ребенком дома или заниматься, чтобы его речь формировалась правильно и была красивой?
- Поощряйте его всегда смотреть на вас, когда вы говорите. Используйте короткие слова, простые и понятные. Не говорите слишком быстро.
Проговаривайте вслух всё, что вы делаете. Дома, на улице, везде. Рассказывайте обо всём, что вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки. Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать.
Читайте ребёнку книги! Это хотелось бы выделить красным цветом. Потому что при чтении у ребенка формируется словарный запас, развивается связная речь.
Ограничивайте просмотр телевизора. Почаще включайте музыку и песенки для малышей.
Поощряйте двигательную активность ребёнка! Дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
Развивайте мелкую моторику. Давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика.
Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Следуйте этому, чаще обнимайте и целуйте ребёнка, и ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
Комментарии