Дата публикации: 27 июля 2023
Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА | Фото: из архива В. Кокшарова
Существует выражение: «У матросов нет вопросов». А всё потому, что разработанные во времена правления Петра Великого первые морские уставы, отредактированные им лично, были очень доходчивы и понятны всему экипажу корабля. Помимо этого, каждый матрос имел при себе небольшую книжку под названием «Боевой номер». В ней-то матросы и могли найти ответы на все вопросы.
Но в отличие от матросов, мы о службе на корабле ничего не знаем. Поэтому к матросу первого класса Северного флота Василию Владимировичу Кокшарову у нас вопросов было достаточно много. С ним мы и побеседовали накануне Дня ВМФ.
Как рассказал Василий Владимирович, он родился в Верхней Туре, учился в школе №19. 5 ноября 1980 года ему исполнилось 18 лет, а 30 октября получил повестку в армию, в которой было указано явиться 14 ноября с вещами в военкомат.
«Из Кушвинского военкомата меня отправили учиться в морскую школу в городе Свердловск, – рассказывает Василий Владимирович, – я окончил её с отличием по специальности радиорелейная связь. Вернулся домой, устроился на завод в 14 цех, а через полтора месяца позвонили на работу из военкомата и сказали явиться с вещами. У Кушвинского военкомата всех будущих моряков собрали и отправили в Егоршино. Там я находился восемнадцать суток. Служба началась в городе Полярный Мурманской области. Так как служить я должен был на плавбазе «Магомед Гаджиев», но этот корабль находится в Югославии в ремонте, нас с сослуживцами посадили на плавбазу «Фёдор Ведяев» и на этом корабле мы через Атлантику поплыли в Югославию для пересадки на наш корабль. Все три года я служил на ПБС «Магомед Гаджиев». На корабле был трансляторщиком. По штатному расписанию нас должно было быть трое, но из-за недобора экипажа вся внутрикорабельная связь была на мне. А это все боевые службы. Одна одиннадцать с половиной месяцев, вторая четырнадцать», – делится воспоминаниями мужчина.
Корабль – это маленький город. На нём есть абсолютно всё. К примеру, ларьки с товарами, прачечная, стирблок, хлебопекарня, кинотеатр. У каждого члена экипажа на корабле свои обязанности. «Моя вахта длилась с семи утра до одиннадцати часов вечера, – вспоминает Василий Владимирович, – но она была свободная. То есть я отвечал за внутрикорабельную связь, у меня было в обслуживании три радиоприёмника, два магнитофона, проигрыватель. Делал свою работу, а потом была возможность гулять по кораблю».
Считается, что обмундирование – это один из важных моментов службы. Форма моряков ВМФ делится на повседневную и парадную. «У моряков шесть разновидностей форм не считая рабочих. – рассказывает Василий Владимирович. – Моряк должен быть одет по сезону. К примеру, в Норвежское море мы заходили будучи одеты в шинели и шапки, в Северное заходим в бушлате и бескозырке. Помимо этого, есть и парадные формы, которые одеваются на особые случаи».
Особое внимание на корабле уделяется рациону моряков. В него важно включать продукты, содержащие значительное количество минеральных веществ и витаминов, а также уделять внимание питьевому режиму.
«В годы моей службе на корабле питание было пятиразовым. - вспоминает матрос. – Утром пили кофе, обязательно давали хлеб с маслом, яйцо или мясной паштет, в обед – первое, второе, третье и компот. Была возможность послеобеденного отдыха, так называемый – адмиральский час. На полдник выдают либо фрукты, либо компот в банках. Вечером после уборки и занятий был ужин. В девять часов вечера – вечерний чай».
Со многими сослуживцами Василий Владимирович поддерживает связь, это человек 18-20 по всей России, из которых из Свердловской области всего двое, остальные с Украины, с Белоруссии.
День ВМФ - это память России о морской славе. И если на суше этот день отмечают широкими гуляниями, концертами и соревнованиями, то как же празднуют этот день на корабле?
«Начинается празднование Дня ВМФ традиционно с торжественного построения личного состава флотских частей и ритуала подъёма на корабле Андреевского флага и флагов расцвечивания (сигнальных флагов), – делится Василий Владимирович. – Флагами можно и написать что угодно, главное расставить их в определённом порядке. Объявляется день отдыха. В кинотеатрах весь день показывают фильмы. И кормят в этот день по-праздничному».
С улыбкой на лице Василий Владимирович вспоминает командира корабля: «Если ему что-то надоест, он объявлял день отдыха и всем желающим разрешал рыбачить. Один раз наловили угрей, хватило наесться всей команде. У нас и коки были молодцы. С одним из них общаюсь до сих пор. Он, кстати, всё ещё в море ходит, правда, на гражданском корабле».
А вас в море тянет, задаю я вопрос собеседнику. «Конечно тянет. Снится оно мне часто. Вижу сны, как меня забирают в армию, а я говорю, что пойду служить только в ВМФ. Многие думают, что в море только вода и больше ничего интересного. Нет, в море интересно всё: то увидишь дельфинов, то касаток, то иностранные корабли, шторм.
Нос корабля при шторме зарывается в воду полностью. Помню, когда гнали в Югославию плавбазу «Фёдор Ведяев», попали в Бискайском заливе в девятибальный шторм. Тогда офицеры ходили и молились Богу, чтоб не утонуть. Я был молодой и ничего не понял.
На корабле скуке места нет. Каждый день наполнен разными событиями. – По началу некогда было скучать. Стояла задача – изучить корабль. Вот я не знаю, как сейчас служат год. У нас на корабле было 998 помещений, и я за три года службы не побывал даже в большинстве их. Причём корабль надо знать досконально. Надо понимать, где и как пробежать, проскочить на случай тревоги.
Корабль «Магомед Гаджиев» можно сравнить с семиэтажным домом. Можете представить здание техникума? Вот к нему прибавить ещё половину такого же, вот и получится наш корабль. – признается Василий. – В длину сто сорок метров, в ширину 18, 63 метра. Водоизмещение – 7100 тонн.
Существует мнение, что флаги на кораблях - не украшение. Это возможность невербальной коммуникации, которая появилась задолго до современных способов связи. Но особый интерес вызывает морской язык – устойчивые словосочетания, которые могут понять только моряки. «Вот к примеру, стол – это бак, стул – баночка, порог – комингс , потолок – подволок, стропила – стринги и так далее».
7 футов играют важную роль в жизни всего экипажа. Это необходимая глубина, которая обеспечивает парусному судну безопасность путешествия. В преддверии Дня ВМФ Василий Владимирович желает всем причастным к этому празднику 7 футов под килем, крепкого здоровья и ещё долгие годы отмечать этот праздник!
Комментарии