Главная / Публикации / История / Из Тулы – на строительство Верхне-Туринского завода

Из Тулы – на строительство Верхне-Туринского завода

Дата публикации: 4 февраля 2022

Автор: Подготовила Татьяна ГРИГОРЬЕВА    |    Фото: из архива музея ВТМЗ

Из Тулы – на строительство Верхне-Туринского завода

В 2022 году мы будем отмечать 285 лет со дня основания Верхней Туры. О том, как начиналась история нашего города и завода можно представить себе благодаря рассказу, который передал нам Леонид Викторович Кудрявцев, Почётный гражданин города Верхняя Тура. Автор рассказа, к сожалению, неизвестен.

 

Из Тулы – на строительство Верхне-Туринского завода

 

(Окончание. Начало в № 3 от 20.01.2022г и в № 4 от 26.01.2022г.)

 

Шли годы, в деревнях возле В.Туры укоренились свои обычаи культуры, свои порядки. Росло благосостояние углежогов. Казна неплохо платила им за труд. Строились новые избы руками сезонников-вятичей, которые приезжали целыми бригадами из Вятской губернии и старательно обустраивали деревни.

 

В конце 19 века, а точнее после государственной реформы 1861 г., в деревне Мостовой силами земской волостной Верхотурской управы была построена школа из кирпича для деревенских детей и первое здание школы было на 4 класса и 4 года обучения. Возросло обучение и взрослого населения. Благо в деревню приехали учителя из Перми и Екатеринбурга. По словам моей бабушки она помнит учительниц: Е.В. Смагину, П.Л. Чертищеву. Для деревенских жителей это были люди на уровне святых апостолов. Почти все население научилось писать, читать, считать. Это была гордость для каждого селянина.

 

В начале ХХ века, в 1910 году была выстроена маленькая красивая церквушка. Деревенские были христианского вероисповедания, но до открытия церквушки молились, как говорил мой отец, весьма слабо, больше верили в свою работу, а от её результатов  и уровень жизни, такова мужицкая природа. Попа в д. Мостовой постоянного не было, он иногда приезжал из В.Туры, открывал церквушку и проводил надлежащую службу к какому-то празднику или обряду.

 

Деревенский староста, обычно выборное авторитетное лицо в деревне, вместе с приезжающим попом проведут обряды крещения, запишут в церковную книгу и книгу деревенского старосты, поздравят родителей, ну а после богатое угощение в честь нового жителя деревни.

 

По рассказам моей бабушки А.С. Щукиной, а так же моей матери А.А. Щукиной это был общий деревенский праздничный обычай. Для свадеб выбирали более свободное время года. Обычно это ранняя весна или уже поздняя осень. Заранее произведут, как положено просватывание невесты со всеми почестями. Потом оба старосты, т.е. жениха и невесты готовятся к торжеству. Было принято: жилье для молодых готовить всей деревней. Помогали все, кто чем может. Кто деньгами, кто бревна помогает возить, кто строит избу. Было ещё в обычае и жить вместе с родителями. Это уже как договорятся при сватании. Свадьбы играли всей деревней-роднёй. Несколько дней веселья и снова труд. Семьи в основном были многочисленны, все члены семьи подчинялись старшему в семье. Он был распорядителем во всех семейных делах. Случаев развода, как говорили бабушка и мама, не было. Это считалось великим грехом и все недостатки, размолвки, какие-то переживания в семьях были огромной тайной.

 

В дни свадеб или праздничные дни все жители деревни любили красиво одеться и культурно отдохнуть. Случаев грубой пьянки, да ещё без причин на то, по словам моих родителей, так же в деревне не было. Это считалось страшным позором не только для отдельного человека, но и для  всей семьи. Старший в семье за такое явление мог и наказать физически. Но фактов не было. Такой был деревенский уклад до 1917 года.

 

К 1917 году в д. Мостовой насчитывалось 137 добротных домов. Правда на всю деревню было 3 избушки на 3 окна. Это были бездетные семьи.

 

Мне, как очевидцу 30-х годов 20-го века помнится деревня Мостовая ещё целая, сохраненная. Считалось, что хозяйство, это красивый деревянный дом, добротно построенный из толстых бревен. Очень много домов были двухэтажные под железной крышей, с широкими резными наличниками и карнизами. Возле дома глухие надворные постройки на два или три верха для сеновалов и конюшен. Вся надворная постройка обычно покоилась на обтесанных, обструганных восьмигранных деревянных столбах с обтесанными, обструганными брусьями связи прогонов, стропил и балок. Очень это красиво смотрелось. Какой был приложен гигантский труд при изготовлении подобных хозяйственных построек. Ворота всегда в нескольких вариантах. То есть ворота входные, ворота въездные и ворота с задней части хозяйства – выездные. В каждом дворе был погреб. В летнее время там хранился лед и продукты, которые всегда были в свежем состоянии. Делать копчености или солонину в деревне было не принято. Просто не было на это времени. Вырубали погреба.

 

Перед 1917 годом по всей деревне числилось около 300 лошадей и около 200 коров. В каждом хозяйстве держали по 15-20 овец, это для шерсти и для мяса. Каждая семья имела несколько десятин пашен и сенокосных угодий. При хорошем уходе за пашнями и покосами площадей хватало всем. А потому деревня жила своим трудом, своими производимыми продуктами питания, как говорила моя мама, в магазине покупали только соль, сахар, чай, спички и подсолнечное масло, остальное было свое.

 


На фото:        

  1. Учащиеся церковно-приходской школы, 1898г.
  2. Водная прогулка, 1910г.
  3. Углевыжигательные печи, начало ХХ века

Комментарии

Анна Кудрявцева 7 февраля 2022 08:29

Очень интересно! Это про предков моего мужа! Грустно и жалко людей. Мои предки Ивановы, дед рассказывал, так же пришли на южный Урал (Курганская область) из Тулы.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

На сайте голос-верхней-туры.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы