Главная / Публикации / История / Из Тулы – на строительство Верхне-Туринского завода

Из Тулы – на строительство Верхне-Туринского завода

Дата публикации: 20 января

Автор: Подготовила Татьяна ГРИГОРЬЕВА

Из Тулы – на строительство Верхне-Туринского завода

В 2022 году мы будем отмечать 285 лет со дня основания Верхней Туры. О том, как начиналась история нашего города и завода можно представить себе благодаря рассказу, который передал нам Леонид Викторович Кудрявцев, Почётный житель города Верхняя Тура.

 

Из Тулы – на строительство Верхне-Туринского завода

 

15 октября 1735 года императрицей российской Анной Иоанновной был издан указ о строительстве железоделательных казенных заводов на Урале – Верхне-Туринского, Кушвинского, Баранчинского, на базе использования железной руды горы Благодати. Руководство строительством полностью возлагается на штабс-капитана Василия Татищева, который доставил заявку на закрепление за государственной казной близлежащих земель в окружности г. Благодати, опередив в этом мероприятии заводчика Никиту Демидова на сутки.

 

Начались оживленные работы по строительству упомянутых в Указе заводов. Объёмы работ были огромные и требовалось очень много рабочей силы. Привлекалось местное население, которое было представлено полукочевыми вогулами, да полутораста лет назад прибывшими кержаками, бежавшими сюда во времена Ивана Грозного.

 

К строительству заводов были также привлечены беглые крестьяне и рабочая сила из центральной полосы России.  Наши предки были из Тульской Губернии.

 

В начале 1736 г. губернатору г. Тулы было дано указание подготовить к весне партию рабочих вместе с их семьями для сопровождения на Урал для строительства железоделательных заводов.

 

К 1 апреля 1736 г. были подобраны семьи, обреченные обживать новое место жительства на Урале. Это была категория должников, неугодных властям по политическим мотивам, а также проявившим слабое понятие к религии. Народ был разный по своему характеру и быту, но в основном трудолюбивый и умеющий выжить в любых условиях. Слабых просто не брали, нет смысла, да и государыни боялись, чтобы не влетело за обман.  Были среди собранных жители близлежащих деревень около г. Тулы – из Алексино, Белева, Венева.

 

23 апреля 1736 г., в день святого Егория, на Кремлевской площади г. Тулы возле собора собран и подготовлен к этапу весь обреченный люд.

 

Вместе с повозками, с лошадьми, с коровами, столпившись, ждали своей участи. Стоял жаркий день с самого утра. Около 10 часов губернатор с церковными служителями и с сопровождающими родственниками уходящих по этапу, приступили к последней напутствующей обедне.

 

Все уезжающие (уходящие) были собраны на площадь, стояли на коленях и молились, проливая слезы расставания с близкими и родными. Вот обедня закончилась, губернатор произнес напутствующие слова прощания, церковные служащие хором пропели должную молитву и в путь.

 

Прощайте родные, прощай Родина. Вот в этот момент уже слезы прощания были на глазах у всех - и у отъезжающих, и у провожающих. Замычали коровы, заскрипели телеги, утерли женщины слезы детей, да и свои, высморкались мужики, и с богом в путь, путь дальний, неведомый, в чужую сторону.

 

Шли верст по двадцать за сутки. Останавливались на отдых. Очень уставали ребятишки. Первые дни им, правда, было интересно, но через неделю вошли в понятие однообразия и стали очень уставать. В первую очередь из этапа стали отставать семьи с коровами. Коровы были не приспособлены к длительным переходам и явились обузой к этапу. Через пару недель коров пришлось резать по мере нужды в питании, просто на мясо, разделив среди семей. Нужды сплотили всех в одно родство. Горе было единое.

 

Сначала двигались верст сто в сторону г. Москвы. Потом повернули строго на восток. Мешали продвижению реки и речушки. Очень было трудно их переходить, переплывать, чтобы не потерять скот и имущество, а особенно детишек. Иногда остановки делали на несколько дней. Это случалось из-за ненастной погоды или общей утомленности.

 

И так прошли Оку и Каму. Особенно тяжело пришлось форсировать реку Каму, она оказалась на пути шире Оки и с более быстрым течением. Были сооружены паромы, но все же несколько человек потеряли на этой реке. До г. Перми шли 80 дней, это два с лишним месяца. Дальше был путь по очень плохим дорогам и появились горы, между которыми были болотистые места, с комариными царствами. Движение стало замедляться. Измученные, искусанные оводом, как животные, так и люди шли с молчаливым терпением. Дорога проходила возле последней по пути реки Чусовой, через гору Качканар, где был трехдневный привал отдыха и последний рывок пути к месту назначения - в Верхне-Туринский завод.

 

Продолжение следует…


Комментарии

Колясников Виктор Васильевич 28 января 19:19

Очень рад знать от куда мои предки

 

 

 

 

На сайте голос-верхней-туры.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы