Главная / Публикации / История / Дорога Дмитрия Фёдоровича Паристого

Дорога Дмитрия Фёдоровича Паристого

Дата публикации: 3 августа 2023

Автор: Елена Туголукова    |    Фото: из архива Д.Ф. Паристого

Дорога Дмитрия Фёдоровича Паристого

6 августа отмечают свой профессиональный праздник железнодорожники. И, несомненно, присоединится к ним 97-летний верхнетуринец Дмитрий Фёдорович Паристый.

 

7 ноября 1925 года на Украине, в городе Бахмач Черниговской области, в семье наёмного работника местной пекарни и домохозяйки, после двух дочек, родился богомоленный сын.

 

Достатка в семье не было: на пятерых членов семьи приходилось 600 рублей зарплаты отца-кормильца. Вроде бы, немало… Но за буханку чёрного хлеба просили 1 рубль 30 копеек, а белый и вовсе стоил 1 рубль 50 коп. Имущества негусто: домик-мазанка да сараюшка для дров, из животных на дворе бегала маленькая собачонка – отрада ребятишек.

 

Дети учились, но 1 сентября 1940 года школьников ждал неприятный сюрприз: ввели платное обучение для старшеклассников, начиная с 8 класса. Цена серьёзная: 150 рублей необходимо было внести 2 сентября. Средней сестре Дмитрия, вместо парты в 10 классе подвернулось место ученика бухгалтера, а 15-летнему мальчишке повезло.

 

Нежданную радость принёс сосед – почтальон: «Агафья! Вот у нас организовывают железнодорожное ремесленное училище, может, туда Дмитрия учиться направить?»

 

Парень прошёл медицинскую комиссию в областном центре: слух – отличный, зрение – единица. Год проучился, а в конце сентября со всех ремесленников сняли мерки и сшили форму (см. фото), в которой второкурсники строем вышли на парад 7 ноября – аккурат в день рождения. И быть бы Дмитрию  помощником машиниста на паровозе, если б не война.

 

С организационного собрания 1июля 1941 года начинается для юноши долгий путь на Урал. Объявили: «Сегодня отбоя не будет, училище эвакуируют в Ворошиловград (ныне Луганск)». Дороги были забиты беженцами с запада. 22 дня они шли туда пешим маршем от деревни к деревне: за день проходили по 60 километров, спали по 4 часа, кормили ремесленников в колхозах и совхозах.

 

Первый этап долгого пути закончился в Ворошиловграде, в комнате, посреди которой стоял монументальный стол, увенчанный графином, и несколько стульев. Утомлённые долгой дорогой, они вповалку улеглись спать на полу, и были несказанно рады этому пристанищу.

 

Директор сдал их строго по списку на Завод имени Октябрьской Революции, где выпускали паровозы серии «Л» и броню для лёгких танков. На второй день их отправили на работу.

 

Через два месяца Ворошиловград начали бомбить: Дмитрий Фёдорович отлично запомнил первую бомбёжку, когда две бомбы с фашистского самолёта упали на рыночную площадь, где, как обычно, по воскресеньям, велась оживлённая торговля. Дмитрий с товарищами прибежали туда, когда бомбардировщик уже улетел. Ему до сих пор страшно вспоминать увиденное 62 года назад – кровавое месиво с фрагментами человеческих тел.

 

Долгий путь скитаний для них должен был закончиться в Нижнем Тагиле, но сколько пришлось вынести  за долгую дорогу на Урал! Голод: выданной каждому пайки    - буханки белого хлеба, двух кусочков сахара и полкилограмма брынзы хватило ненадолго. Выручили выданные в Ворошиловграде одеяла и новёхонькое постельное бельё, которые выменивали на хлеб. Предательство сопровождающего, который бросил своих подопечных, скрывшись невесть куда – просто сбежал. Непреходящий страх – чтоб на очередной станции не отстать от своих. Добирались тихоходной      баржей, поездом – то в пассажирских, то в товарных вагонах.

 

И вот, наконец – Нижний Тагил, на первый взгляд – большая деревня. Маленький старый вокзал, покрашенный жёлтой краской. Всего три пятиэтажных дома, всё остальное – двух – и трёх – этажки, а также протяжённый частный сектор.

 

Сотрудницы столовой 9-го ремесленного училища не смогли сдержать слёзы, увидев, как жадно, по выражению Дмитрия Фёдоровича «точно бездомные собачонки», парни накинулись на немудрящую столовскую еду.

 

Они работали в цехе, где выпускали мины для 85-миллеметрового миномёта. За смену нужно было изготовить 600 деталей. Им не было ещё 16-ти, поэтому работали только в две смены по 8 часов: с 8 до 17 и с 17 до 24.00. Жили в засыпном бараке заводского посёлка, где сквозь щели в стенах легко просматривалась улица. Спали на 2-этажных кроватях.

 

«Я вам про самый радостный день расскажу, - интригует Дмитрий Фёдорович, - он у людей нашего поколения на всех – один. День Победы. Мы в ночь работали, забегает к нам, то ли в 3 то ли в 4 часа, начальник цеха, и руками машет – выключайте станки. Победа! – кричит. И тут все как с ума сошли: ревут в голос, обнимаются… А уже на другой день нам говорят: мирный заказ дали, военную продукцию больше не делаем. Двигатели дизельные стали выпускать, ветродвигатели, лесопосадочные машины».

 

С будущей женой – Верой, родом из Лаи, познакомились в цеху. Поженились в 1947 году, а жить молодым вместе негде: Дмитрий – в мужском общежитии прописан, жена – в женском. Чудом удалось въехать в комнату в коммуналке. Приданое жены – кровать - полуторка, а предприимчивый молодожён вместе с комнатой приобрёл сарайчик с дровами, стол и два стула – то – то было радости!

 

В Нижнем Тагиле жили до 1952 года, сын родился, а перспектив по жилью - никаких. Кадровых рабочих много, очередь огромная. Может домой, на Украину вернуться? Съездил, поглядел: полная разруха, кругом одни развалины, только железная дорога работает. Вернулся обратно, а деверь, который в Лае на железной дороге работал, намекнул: мы бы монтёра приняли.

 

Дмитрий долго раздумывать не стал: прошёл медкомиссию, оформился на работу учеником монтёра. Дали ему месячный срок на изучение техники безопасности и простых работ. Через месяц успешно сдал экзамен, зарплату серьёзную начал получать – 650 рублей. Три года проработал, их контора обслуживала пять станций: Лая, Благодать, Верхняя, Выя, Карелино.

 

Затем на повышении пошёл: в Карелино дежурным монтёром стал. Из Лаи уезжали с немалым хозяйством: жена, сын, коза, куры. Квартиру дали – живи да радуйся! Через три года Дмитрий Фёдорович сдал на 5-ый разряд, мог даже начальника подстанции замещать. Да вот незадача: сыну учиться надо. А школа – нарошечная: в одной комнате учительского дома сидят и первоклассники, и второклассники, и те, кто в третьем классе.  Четвероклассники и вовсе в Верхотурье за знаниями  ездят.

 

И как же вовремя оказалось новое предложение: перейти на должность старшего электромеханика на станции Верхняя: квартиру дают отдельную,  пусть и неблагоустроенную, обещают зарплату в 1050 рублей, небольшой участок под огород. Жена хоть и не хотела сначала от родных из Лаи уезжать, но под весомыми аргументами мужа сдалась.

 

В Верхней Туре у Паристых родилась дочь Нина, здесь Вера Максимовна устроилась на работу в детский сад, поваром. Здесь мой герой работал до 1975 года в должности заместителя начальника Гороблагодатского участка электроснабжения Александра Прохоровича Смирнова.

 

В 1975 он назначен на должность начальника тягловой подстанции станции Верхняя. Интересный факт: на Гороблагодатский участок, на его бывшее место, пришёл работать сын Александр, окончивший к тому времени институт и отработавший два года практики в должности старшего электромеханика на Южно-Уральской железной дороге. Династия железнодорожников Паристых продолжалась…

 

Ещё через 10 лет, в 1985-ом, руководить тягловой подстанцией стал Александр Дмитриевич Паристый, а Дмитрий Фёдорович ещё 11 лет трудился у сына старшим электромехаником.

 

До сих пор с нескрываемым восхищением рассказывает Дмитрий Фёдорович о железной дороге: «Её называли государством в государстве – как Ватикан. У нас были свои магазины, кинотеатры, дома отдыха. Дважды я отдыхал по путёвке с работы на курорте – в Цхалтубо и Пятигорске, дважды выезжал в санатории».

 

На пенсию Дмитрий Фёдорович вышел в 70 лет, в 1996 году: серьёзно захворала и вскоре скончалась жена, с которой прожили без малого полвека.

 

Мы долго рассматривали награды, бережно хранимые в домашнем архиве: медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «100 лет Великой Октябрьской социалистической революции», юбилейные медали, посвящённые Победе.

 

На фото в альбоме – множество коллективных снимков: с работы и отдыха, с баяном и выращенными собственноручно овощами, среди коллег и в кругу семьи. Много их накопилось за почти полный век.

 

Дай Бог вам здоровья и бодрости. И чтоб в 98-й день рождения, 7 ноября, поздравили вас самые близкие люди – внучка Майя и правнуки Фёдор и Мария. И пусть все добрые пожелания их сбудутся: и здоровья, и бодрости, и долголетия. Дай Бог!


Комментарии


 

 

 

 

 

На сайте голос-верхней-туры.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы