Главная / Противодействие коррупции / Максим Корольков: «Сила времени... Что нам делать со временем — и что время делает с нами?»

Максим Корольков: «Сила времени... Что нам делать со временем — и что время делает с нами?»

Дата публикации: 10 октября

Автор: Беседовала Анастасия БАЖЕНОВА    |    Фото: личный архив М. Королькова

Наш земляк, художник Максим Корольков, представил в Санкт-Петербурге свою персональную выставку «Сила времени», прошедшую в музее современного искусства «Эрарта». В своих работах мастер размышляет о неумолимом течении времени, о том, как оно меняет человека, его внутренний мир и восприятие окружающего. Картины М. Королькова стали своеобразным диалогом между прошлым и настоящим, между мгновением и вечностью. Сегодня Максим – гость нашей редакции.

 

- Выставка «Сила времени»,  почему она получила именно такое название?

 

- Идея пришла в головы учредителей музея «Эрарта». В 2024 году я участвовал в выставке-конкурсе премии Эрарта, для участия я отправлял три работы, и музей выбрал «Девушку с веслом» на жёлтом фоне. Моя работа провисела почти полгода. И спустя полгода они мне предложили персональную выставку, я, конечно, не мог отказать. От предложения до реализации прошло почти полтора года.

 

Про название… Все мои работы так или иначе связаны с молодостью, старостью, с течением времени и с изменениями человека во времени. Изначально я долго не мог определиться с названием, мне дали время, но варианты в голову не приходили. Кураторы музея мне предложили «Сила духа», но оно мне не откликалось - казалось, это как-то пошловато, старовато, простовато. В итоге остановились на названии «Сила времени» и подзаголовок: «Что нам делать со временем – и что время делает с нами?».

 

 

- Какие работы можно увидеть на выставке? Есть ли среди них ваши любимые?

- Получился набор довольно неожиданный для меня. Не все мои работы, на которые я рассчитывал, были отобраны для выставки, но тем не менее 23 работы присутствуют.

 

Нас «встречают» две картины серии «Lost» или «Потерянные» - «Побег» и «Остаться в живых». Такие достаточно мрачные, депрессивные работы. Не самое главное, но самое объёмное, что есть в этом зале - 18 работ из серии «Strong People», пять из них были написаны специально для этой выставки. На них изображены советские полуразрушенные скульптуры на ярком фоне.

 

Также на выставке представлена работа без названия, но на ней надпись «Я помню». Она представлена в необычном виде, в коллаборации с музеем: мы думали о некоторых добавочных штучках и остановились на идее с полуразрушенной бетонной стеной, из которой торчит арматура, и на арматуре висит картина. Она как обелиск в конце выставки стоит у дальней стены. И её обрамляют две, наверное, главные для меня картины на этой выставке и вообще из всего, что у меня есть - из серии, которая ещё не окончена, «Знаменитый песочный плащ».

 

Жемчужины этой выставки посвящены моей знакомой бабушке-блокаднице - Мунире Умяровне Еникеевой. Она провела все 900 дней в блокадном Ленинграде. Мунира Умяровна — бабушка моего очень хорошего друга, актёра Игоря Грабузова. Она очень дорогой для меня человек, моя муза! Где бы она ни появлялась, я смотрел на неё - и сразу вокруг видел картину. Вариантов было много для этой серии, но я остановился на восьми сюжетах, это получилась не серия, а целый сериал.  В пандемию и как раз мое тридцатилетие случился мой личный кризис, я смотрел на Муниру Умяровну, которой было восемьдесят с чем-то лет. Смотрела на нее и думал, как вот в такие годы можно еще чего-то хотеть, думать, быть энергичной и жить на полную, если я в тридцать уже ничего не хочу (смеётся).

 

- Ваша серия «Strong People» посвящена спортсменам с ограниченными возможностями. Почему вы выбрали именно эту тему?

- Это очень долгая история. Когда у меня спрашивают, как появилась идея к какой-то картине, так не бывает, что раз, и в голове появилась картина. Это постепенные накопления с разных возрастов.

 

И вот здесь, наверное, самое первое впечатление - наш прекрасный сквер в центре города, тот старый сквер. При входе в парк со стороны площади нас встречала статуя Ленина, и, если идти дальше вглубь парка, по аллее, в сторону магазина «Елена», над тобой нависают высокие тополя и создают величественную тень, и в конце аллеи стояла статуя Орджоникидзе. Я помню, он был весь такой «побитый», у него, как у сфинкса, не было носа и точно не было кисти руки, торчала арматура - это первое впечатление.

 

Второе впечатление - наша матушка Виолетта Валерьевна предложила мне съездить в детский дом в Нижней Туре, там были дети-инвалиды, и они оставили на мне свой отпечаток. Во время учёбы в училище тоже мы взаимодействовали с инвалидами. И всё это оседало во мне, оставляло маленькие точечки, которые потом перерастают в большую картину.

 

В 2014–2015 годах, когда я уже учился в Академии художеств, проходил классный ежегодный конкурс на тему «Спорт». Почти год ушёл на реализацию идеи. Весной 2015-го организаторы конкурса отбирали картины для выставки, они были небольшого формата А4, на ярком фоне обломленные скульптуры. Тогда появилась «Девушка с веслом» на жёлтом фоне, «Метательница копья» на красном фоне и на синем фоне «Тяжелоатлет». И я про эти работы забыл вплоть до 2020 года, а потом вспомнил и «перенёс» на большие холсты.

 

Цвет на холстах получился ярче, для контраста я добавил фактуру, использовал шершавую пасту - за счёт этого фигуры кажутся настоящими. Яркий фон - ода несокрушимости, силе духа, запалу людей, паралимпийцев, которые живут свою «сочную» жизнь ярче, чем «полноценные» люди. Так из множества маленьких капелек собралась эта серия. Сейчас она уже не только про советских спортсменов, в ней есть азиатская легкоатлетка с обручем, афроамериканский бегун на коричневом фоне. В общем, серия многообразная, яркая, и для меня она уже вышла на мировой уровень.

 

- Как вы сами понимаете силу времени: она больше разрушает или объединяет?

- Когда я проводил экскурсию на открытии, я рассказывал идею двух представленных картин из серии «Потерянные». На них изображены молодые люди-скульптуры, которые с чем-то не согласны, от чего-то бегут и с чем-то пытаются свыкнуться. Наверное, тут можно вспомнить все непростые времена нашей страны и Советского Союза тоже.

 

Дальше мы переходим в так называемый «парк скульптур» - они подвешены прямо в центре зала к потолку, создаётся ощущение, что ты плутаешь в парке советских скульптур, на которых есть разрушения. И я процитировал Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…» - то есть в этом парке. Есть ощущение, что люди молодые пытаются жить, чего-то добиваться, стремиться к мечтам, но внешние обстоятельства их бьют.

 

Сначала я устал от этой серии, а потом моя знакомая женщина-врач мне подсветила:
«Максим, я советский человек, но когда увидела твои скульптуры - кто-то без ноги, кто-то без руки - и это мы, советские люди, которых ограничивали. Мы получили душевные раны».
 И я понял, что здесь не только паралимпийцы, но и все войны, беды, которые отразились на людях - вот такая взрослая жизнь.

 

Завершают выставку две картины из серии «Знаменитый песочный плащ». На одной бабушка едет в электричке и смотрит в окно, а за окном как будто не пейзаж земной, а вид из самолёта. На второй - бабушка уходит в тоннель, чёрный, заброшенный. Эту серию можно интерпретировать по-разному. Всё заканчивается картиной «Я помню» - в ней тоже несколько вариантов прочтения: и как медицинский термин - деменция, и как обещание себе в начале жизни, и какой жизнь оказалась в конце.

 

В детстве мы все поём в школе песню «Прекрасное далеко», а во взрослой жизни кто-то берёт автомат и идёт убивать людей. И картина эта без подписи, вместо неё отпечаток моей ладони - как вопрос: «А что ты оставишь после себя?».

 

- Вы родились и выросли в Верхней Туре. Ощущаете ли связь с родным городом, когда работаете над своими картинами?

- Интересный вопрос. Когда работаю над картинами, я ухожу в своеобразную медитацию, и в голове крутится много всего. Пока пишешь одну картину, приходят идеи для других. Или вспоминаются моменты из детства, из родного города.

 

Кстати, у меня есть картина «Тагил. Я люблю тебя» - на ней изображён Тагильский завод-музей, а перед ним стоит забор с надписью «Улыбнись». Идею я взял с туринского забора, который стоял у кинотеатра. Забора уже нет, а память о нём осталась в картине. Вот такая связь с Уралом.

 

- После Академии художеств вы занимались театром. Что вернуло вас к живописи?

- Да, в своё время я очень сильно влюбился в театр. Передаю огромный привет Светлане Михайловне Кривцун и Марине Алексеевне Плотниковой - они влюбили меня в театр.

 

Театр был в моей жизни всегда, и когда я учился в Екатеринбургском училище, и когда приехал в Питер. Художник сам по себе замкнутый человек, а театр помогает раскрыться. В Екатеринбурге я участвовал в молодёжном театре, а когда приехал в Санкт-Петербург, почти 10 лет играл в детском театре.

 

Во время пандемии, к счастью или к сожалению, я забросил театр по понятным причинам и вернулся к живописи. Делать было особо нечего, я приходил в свою мастерскую и писал, уходил в свои миры. Это выработало определённую дисциплину: просыпался, завтракал и шёл творить, пока на улице был дневной свет. Вот так пандемия меня вернула к живописи.

 

- Какие отзывы зрителей особенно вас порадовали или запомнились?

- Какой-то конкретный отзыв я не выделю. Когда я выставлялся в Москве, там знакомых было меньше, а тут, в Питере, я уже несколько лет живу, здесь мои друзья и знакомые, и, конечно, приятно, что они смогли посетить выставку.

 

Ранее я уже рассказывал про знакомую женщину-врача, которая растрогала меня, позвонив и сказав, что её впечатлили советские скульптуры. Отдельная радость - то, что приехали мои родители и моя бабушка. Родители уже были на выставке в Москве, а бабушка была впервые. Я не могу сказать, что она что-то сказала, но по её глазам я всё понял.

 

- Над чем планируете работать дальше? Можно ли ждать новые серии или продолжения уже начатых?

- Не люблю говорить, о чём пишу. Сейчас работаю над восьмой картиной из серии «Знаменитый песочный плащ». Эскизов много, некоторым уже лет пять. Иногда несколько месяцев не приходят идеи.

 

Серии не всегда бывают сериями. Ты можешь написать одну картину, а через несколько лет «придёт» продолжение. Я пишу. Может быть, хочу новую серию, но картину «высосать из пальца» нельзя - должно быть что-то реальное, что-то в жизни произвести на тебя впечатление, и тогда будет хороший результат.

 

Когда в голове сложится идеальная картинка, я перенесу её на эскиз, а потом - на холст. От задумки до реализации у меня иногда уходит два года.

 

Пользуясь случаем, передаю привет родителям Сергею Викторовичу и Галине Валерьевне Корольковым. А также бабушке - Тамаре Николаевне Арасламовой. Я вас очень люблю! И прекрасно, что вы посетили выставку!


Комментарии

На сайте голос-верхней-туры.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы