Главная / Публикации / Прокурор информирует

Прокурор информирует

Дата публикации: 6 марта    |    Просмотров: 184    |    Публикатор: Администратор

Автор: Прокуратура города Кушвы

Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 

 

Полномочия прокурора, которые он может использовать при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, определены в статьях 27, 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерайии». Одновременно прокурор использует и те общие полномочия, которые имеет в сфере надзора за исполнением законов (общий надзор).

 

При осуществлении полномочий вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов, иметь доступ к их документам и материалам, а также требовать представления необходимых документов, материалов, иных сведений, проверять исполнение законов, касающихся прав и интересов граждан, требовать проведение проверок, ревизий, получать объяснения от должностных лиц и граждан по поводу нарушения прав граждан.

 

В случае выявления нарушений, прокурор принимает меры прокурорского реагирования: вносит представления в соответствующие инстанции об устранении нарушений закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, принимает меры к привлечению лиц, нарушивших права и свободы граждан, к ответственности. В зависимости от характера выявленных нарушений прокурор может возбудить дело об административном правонарушении, либо направить материалы в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании лица, если его действия подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния.

 

Также прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

 

Информация о нарушениях прав и свобод граждан может поступить от должностных лиц, содержаться в сообщениях средств массовой информации, обращениях групп населения, при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

 

Важным полномочием прокурора в рассматриваемой сфере надзора является обязанность принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан.

 

Электронная трудовая книжка

 

Весь 2020 год станет переходным периодом, в течение которого работодатели и работники должны подготовиться к новым реалиям.

 

16 декабря 2019 года принят закон (от 16.12.2019 № 439-ФЗ) о введении электронных книжек (формирование сведений о трудовой деятельности в электронном виде). Электронные трудовые книжки будут постепенно заменять классическую трудовую книжку. Изменения вступили в силу с 1 января 2020 года и затрагивают как работодателей, так и работников.

 

Так, установлены следующие обязанности для работодателей. С 2020 года обязанность работодателей представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности работников в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи заявлений о выборе между «бумажной» и «электронной» трудовой книжкой. Данные сведения должны направляться не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные случаи.

 

До 1 июля 2020 году работодатели должны письменно уведомить всех работников об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве сделать выбор между «бумажной» и «электронной» трудовой книжкой.

 

Для работников, законом предписана обязанность подать до 1 января 2021 года заявление о продолжении ведения «бумажной» трудовой книжки или о переходе на «электронную». В последнем случае, трудовая книжка выдается работнику на руки, а работодатель перестает отвечать за ее ведение и хранение. Если же работник не подаст никакого заявления, то за ним сохраняется «бумажная» трудовая книжка.

 

Если однажды работник выразил свое желание о порядке ведения трудовой книжки, то данное право сохранится при последующем трудоустройстве. Однако, закон предусматривает изменение решения и подать в дальнейшем новое заявление о переходе на «электронную» трудовую книжку.

 

В отношении лиц, которые впервые поступают на работу после 31 декабря 2020 года, сведения о трудовой деятельности будут формироваться в электронном виде. Трудовые книжки на них оформляться не будут.

 

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

 

Статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. 

 

Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации под рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) понимаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). 

 

Для привлечения лица к уголовной ответственности за незаконную рубку Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает определенный ущерб, который должен наступить.

 

Так, значительный ущерб примечанием к статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации определен в размере превышающим 5 тыс. рублей, крупный размер – 50 тыс. рублей, а особо крупный – 150 тыс. рублей.

 

Правильное установление размера ущерба важно для решения вопроса по какой части статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации квалифицировать действия привлекаемого лица.

 

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает квалификацию совершенного деяния лица по соответствующей части статьи в зависимости от того, каким образом совершено преступление (единолично, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом, лицом, с использованием своего служебного положения и т.д.). 

 

Санкция статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает такие виды наказаний, как штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы, лишение свободы на определенный срок. 

 

Максимальный срок наказания в виде лишения свободы законом определен до 7 лет.

 

Новые правила взыскания заработной платы

 

Федеральным законом от 02.12.2019 № 393-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросу принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику. Закон вступил в силу 13.12.2019.

 

Предусмотрены новые полномочия федеральной инспекции труда по профилактике нарушений трудового законодательства и принятию мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику зарплаты и (или) других выплат в рамках трудовых отношений. Кроме того, государственные инспекторы труда наделяются правами принимать решения о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате заработной платы и иных выплат работнику.

 

В частности, если работодатель не выполнил предписание госинспектора труда по выплате заработной платы работнику в срок, установленный таким предписанием, инспектор по истечении этого срока может принять решение о принудительном исполнении работодателем этой обязанности, но не позже одного месяца после истечения данного срока или вступления в законную силу судебного решения о признании предписания законным, если оно было обжаловано работодателем.

 

Решение госинспектора по труду о принудительном исполнении приравнено законом к исполнительному документу, который должен быть оформлен в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве. Решение подлежит направлению в адрес работодателя в течение трех рабочих дней после принятия по почте заказным письмом с уведомлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В течение 10 дней со дня получения работодатель может обжаловать указанное решение.

 

В случае неисполнения решения госинспектора и истечении срока его обжалования, оно в виде электронного документа должно быть направлено на исполнение в органы Федеральной службы судебных приставов.

 

Действие новой статьи 360.1 Трудового кодекса Российской Федерации не распространяется на отношения работодателей и работников, предусмотренных ч.4 ст. 349.4 Трудового кодекса Российской Федерации.


 
Все публикации раздела
 
Наверх страницы