Главная / Публикации / Общество / Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Дата публикации: 21 марта

Автор: Беседовала Мария АЛЕКСАНДРОВА    |    Фото: из архива Т. Лисьевой и из открытых источников

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Поступление ребёнка в первый класс – важное событие в жизни семьи. Чаще всего взрослые по этому поводу волнуются больше, чем дети. Какими знаниями и навыками должен обладать сын или дочь при поступлении в первый класс? Нужно ли менять режим дня? Как подготовить ребенка, чтобы обучение в школе проходило без нервов? Сегодня мы вместе с Татьяной Александровной Лисьевой – учителем начальных классов МБОУ «СОШ №14» г. Верхняя Тура, разбираемся, что должен знать первоклассник, перед поступлением в школу.

 

- Татьяна Александровна, по вашему опыту, что должен знать и уметь ребёнок сегодня при приёме в 1 класс?

 

- С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности.  В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» писал советский психолог Венгер Л.А.

 

Чтобы справляться с нагрузкой в школе, ребёнку нужно быть выносливым и крепким физически. Сниженный иммунитет, хронические заболевания и другие неприятности оставят мало энергии учёбе, и та будет тяжелее даваться первокласснику. Поэтому важно поддерживать здоровье. У будущего первоклассника должны быть сформированы начальные представления о себе и своей семье (ф.и.о. - родителей и близких родственников; домашний адрес), об окружающем мире, элементарные математические представления. Дошкольник должен овладеть элементарными навыками самообслуживания (сам одеваться, застегивать замок, завязывать шнурки). Немаловажно и развитие мелкой моторики, т.к. она тесно связана с овладением навыка письма, качеством речи и помогает ребенку выполнять творческие задания. Поэтому, обязательно нужно заниматься дома лепкой и рисованием, собирать пазлы, мелкий конструктор, работать с ножницами, создавать вместе поделки.

 

Ребенок должен знать правила поведения в обществе. До школы нужно объяснить базовые правила безопасности. Он должен знать, как переходить улицу, обращаться с огнём и электрическими приборами.  Родители для будущего первоклассника должны стать союзниками и помощниками в овладении знаний.

 

- С детсадовского возраста родители стремятся всесторонне развить свое чадо: танцы, английский, музыка, рисование и т.д. Как, на ваш взгляд, отражается на детях начальной школы, в частности, на первоклассниках, такая всесторонняя насыщенная программа дополнительного образования?

 

- Всестороннее развитие ребенка – залог гармоничного формирования его личности и уверенности в себе. Посещение различных секций, творческих кружков не только развивают в ребенке определенные навыки – там малыш учится общаться со сверстниками и адаптироваться в коллективе. Воспитываются личные качества: самостоятельность, любознательность и целеустремленность, развиваются его способности и талант. Главное не перегружать ребенка. Психологическое и эмоциональное утомление не приведет ни к чему хорошему. И не стоит забывать, что у первоклассника обязательно должно оставаться время для игр, прогулок и отдыха. 

 

- В чем черпает силы современный учитель? Получаете ли вы моральное удовлетворение от своего труда? Нравится ли вам выражение, с которым часто обращаются к ученикам: « Школа – это ваш второй дом»?

 

- Современный учитель черпает силы в своих учениках. Учитель в современном мире – тот же ученик. Благодаря им учитель развивается, познает новое, но и сам способен учиться у своих учеников. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому. Учитель – это профессионал, он владеет комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Он и артист, если надо – художник, потребуется – и певец, и писатель. Цель учителя не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребёнку сформироваться как личности, уметь правильно оценивать свои поступки. Школа – действительно второй дом для учителей и учеников. А в хорошем доме должна царить атмосфера любви, добра и взаимного уважения друг к другу.

 

- К чему нужно быть готовыми родителям первоклассников? Дайте несколько советов, как настроить режим дня, оборудовать комнату и рабочий стол. Может быть, следует прочесть какую-либо учебную литературу?

 

- Режим - основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Для первоклассников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны - новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам.

 

Рекомендую родителям вместе с ребенком составить распорядок дня, и обязательно следить за его соблюдением. Ложиться спасть нужно в одно и тоже время за месяц до учебы. Чтобы организм малыша привык к новому режиму. 

 

Приучать ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Можно сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовить в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

 

Здоровый сон, правильное питание и много активности до школы обеспечат хорошее самочувствие и крепкое здоровье к 1 классу.

 

Несколько советов родителям. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.

 

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

 

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

 

- Система современных ценностей претерпела серьезную переоценку. Многие родители в затруднении, какие качества прививать ребенку. Например, нужно ли «давать сдачи» своему обидчику, давать списывать или нет соседу по парте? Каким непреложным истинам вы считаете своим долгом научить учеников?

 

- «Добро» и «Зло» - это такие понятия, которые вряд ли меняются в зависимости от времени. Конфликты в жизни ребёнка неизбежны и решать их нужно цивилизованным путем. Малыш должен обязательно научиться их решать, чтобы обрести уверенность в себе и собственных силах. Нужно научить ребёнка говорить НЕТ!  Нужно уметь говорить конкретные фразы: «Мне неприятно», «Я не хочу так играть», «Не толкай меня, мне больно, мне не нравится такая игра». Нужно рассказать, что из неприятной игры можно выйти – просто отвернуться от обидчика и уйти. Не нужно терпеть!

 

Что бы ни случилось, ребёнок должен знать, что в трудной ситуации он всегда может обратиться к взрослым за помощью. Просить помощи – не стыдно!

 

Нужно ли давать списывать другу или соседу по парте. Если это разово, то в такой ситуации ребёнок поступил по-дружески, потому что бывают разные причины, одноклассник мог заболеть, уехать и так далее. Но если это постоянно, и человек видит, что товарищ ничего не знает по этому предмету, он оказывает медвежью услугу. Потому, что потом этот ученик может оказаться в положении, в котором нельзя списать, например, самостоятельная или контрольная работа.

 

- Не всем родителям хватает любви даже к собственным детям. Возможно ли, чтобы учитель любил сразу 20-30 детей? Можно ли развить в себе это чувство, и что делать учителю, если любить всех не получается. Так ли важно для учителя, чтобы он любил детей?

 

- Я согласна с высказыванием Л.  Н. Толстого «Если учитель имеет только Любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только Любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе Любовь к делу и ученикам, он – совершенный Учитель».

 

Любовь к детям в педагогике - это понятие, которое объясняет, какими качествами должен обладать педагог и что он способен дать детям. Педагог, который любит детей, может дать им очень много: свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою любовь. Он делится с детьми тем, что ему дорого, что обязательно пригодится детям в жизни. Я люблю всех детей с какими бы способностями они не были, т.к. каждый ребенок уникален по-своему.


Комментарии

 

 

 

 


 

 

 

 

 

На сайте голос-верхней-туры.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы